прерванное движение прерванное движение +к матери прерванное движение любви
+7 916 957-10-00
- Никак не могу бросить курить!
- А конфетами заменить сигареты пробовал?
- Пробовал. Не горят.
В НЛП техника прерывания паттерна называется техника «Взмаха». “Родное” название техники "Swish". Является очень действенной во многих вариантах работы с зависимостями и неконтролируемыми привычками. Человек, пытавшийся бросить курить в течение 10 лет, примерно через час спокойно контролирует себя. Переход к Желаемое Состояние в технике осуществляется за счет изменения сенсорной микростратегии и перенаправлении внимания.
В настоящее время техника чаще всего используется для работы с нежелаемым автоматическим поведением, то есть вредными привычками. Сюда относится как кусание ногтей, так и пристрастие к семечкам, конфетам, шоколаду и некоторые стадии курения и алкоголизма. Техника и ее элементы могут быть полезны и в других ситуациях, но прежде всего, нужно хорошо проверить экологию предполагаемых изменений.
Также важно вносить изменения так, чтобы альтернативная микростратегия, меняющая автоматическое поведение, действовала так же быстро, стабильно и эффективно, как и прежняя. Для этой цели и служит паттерн Взмаха. Заключается он в процессе параллельного изменения нескольких субмодальностей (плюс механизм ассоциации-диссоциации) в момент последовательного перехода от одного визуального образа, запускающего прежнее поведение, к другому, отвечающему за новое поведение. Для того, чтобы паттерн можно было применить необходимо найти либо триггер - то, что запускает поведение, либо обязательно присутствующий визуальный образ.
Для того, чтобы найти триггер можно задать вопрос: - Как ты узнаёшь, что пора грызть ногти (курить, орать)? Или в более пассивном варианте: - Что тебя заставляет грызть ногти (…)?
Можно работать не только с картинкой, а и с аудиальным ключом.
Например, если есть голос, который говорит "давай ещё поспим", можно вместо него вставить голос "пора вставать". Как метафора - магнитофон с 2 кассетами, и переключение между ними.
Но аудиальный взмах делать труднее. Просто потому, что аудиальный канал медленнее. И многим трудно наделить голос нужными способностями.
В принципе можно даже попытаться сделать кинестетический взмах. Но сложнее – кинестетика, всё-таки, очень медленная система. Поэтому все остальные ключи (А, К) просто навешиваются на визуальный образ. Но при этом важно, чтобы в желаемом образе тоже были аналогичные модальности.
Если человек просит сделать так, чтобы он не мог курить совсем и это ему экологично, можно поставить на ощущение сигареты во рту какой-нибудь сильно отрицательный якорь. Спросите, что ему очень сильно не нравится из еды. Или спросите, что бы он почувствовал, если бы внезапно съел червяка или гусеницу. Ну и так далее. А потом перенесите этот якорь на ощущение сигареты во рту.
Одним из важных элементов любого негативного автоматического поведения (и не только) является наличие вторичных (побочных) выгод, которые его поддерживают, и тогда работать надо первоначально и с ними.
В НЛП техника прерывания паттерна называется техника «Взмаха». “Родное” название техники "Swish". Является очень действенной во многих вариантах работы с зависимостями и неконтролируемыми привычками. Человек, пытавшийся бросить курить в течение 10 лет, примерно через час спокойно контролирует себя. Переход к Желаемое Состояние в технике осуществляется за счет изменения сенсорной микростратегии и перенаправлении внимания.
В настоящее время техника чаще всего используется для работы с нежелаемым автоматическим поведением, то есть вредными привычками. Сюда относится как кусание ногтей, так и пристрастие к семечкам, конфетам, шоколаду и некоторые стадии курения и алкоголизма. Техника и ее элементы могут быть полезны и в других ситуациях, но прежде всего, нужно хорошо проверить экологию предполагаемых изменений.
Также важно вносить изменения так, чтобы альтернативная микростратегия, меняющая автоматическое поведение, действовала так же быстро, стабильно и эффективно, как и прежняя. Для этой цели и служит паттерн Взмаха. Заключается он в процессе параллельного изменения нескольких субмодальностей (плюс механизм ассоциации-диссоциации) в момент последовательного перехода от одного визуального образа, запускающего прежнее поведение, к другому, отвечающему за новое поведение. Для того, чтобы паттерн можно было применить необходимо найти либо триггер - то, что запускает поведение, либо обязательно присутствующий визуальный образ.
Для того, чтобы найти триггер можно задать вопрос: - Как ты узнаёшь, что пора грызть ногти (курить, орать)? Или в более пассивном варианте: - Что тебя заставляет грызть ногти (…)?
Можно работать не только с картинкой, а и с аудиальным ключом.
Например, если есть голос, который говорит "давай ещё поспим", можно вместо него вставить голос "пора вставать". Как метафора - магнитофон с 2 кассетами, и переключение между ними.
Но аудиальный взмах делать труднее. Просто потому, что аудиальный канал медленнее. И многим трудно наделить голос нужными способностями.
В принципе можно даже попытаться сделать кинестетический взмах. Но сложнее – кинестетика, всё-таки, очень медленная система. Поэтому все остальные ключи (А, К) просто навешиваются на визуальный образ. Но при этом важно, чтобы в желаемом образе тоже были аналогичные модальности.
Если человек просит сделать так, чтобы он не мог курить совсем и это ему экологично, можно поставить на ощущение сигареты во рту какой-нибудь сильно отрицательный якорь. Спросите, что ему очень сильно не нравится из еды. Или спросите, что бы он почувствовал, если бы внезапно съел червяка или гусеницу. Ну и так далее. А потом перенесите этот якорь на ощущение сигареты во рту.
Одним из важных элементов любого негативного автоматического поведения (и не только) является наличие вторичных (побочных) выгод, которые его поддерживают, и тогда работать надо первоначально и с ними.
Шаги
0. Намерение и вторичные выгоды
Вначале нам нужно найти позитивное намерение и вторичные выгоды проблемного поведения. БЕз их проработки результата или не будет, или он будет непродолжительным.
Для выяснения Позитивного намерения задайте вопросы:
Для чего ты это делаешь?
Что тебе это даёт?
Что потеряешь, если перестанешь это делать?
Вместо слова "это" вы подставляете проблемное поведение: курение, переедание и т.д.
Для выяснения Вторичных выгод задайте вопросы:
- Что ещё важного ты от этого получаешь?
- Для чего ещё ты это используешь?
- Какую ценность удовлетворяешь?
ТЕХНИКА РАБОТЫ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ И НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.
ТЕХНИКА НЛП: ВЗМАХ
Потом вы выясняете, что получит человек от нового поведения.
- Зачем ты хочешь прекратить это?
- Что тебе даст твое новое поведение и состояние?
- Что важного ты получишь от нового поведения и состояния?
Проверьте экологию:
- Это изменение может тебе как-то навредить в жизни?
- Есть что-то, что ты потеряешь? Согласен ли ты с этой потерей?
- Как ты можешь компенсировать или уменьшить эти потери?
1. Определение визуального ключа
Для того, чтобы можно сделать Взмах, нужно определить либо Триггер, либо Образ, который обязательно присутствует в процессе.
Триггер - это то, что запускает процесс. Как человек узнаёт, о том, что пора начать курить, переедать, беспокоиться или злиться. Например:
Я прихожу домой, захожу на кухню и у меня в голове голос, который горит: "Пора поесть".
Триггер - голос, который говорит "пора поесть".
Когда я вижу начальника, я вспоминаю ситуацию, когда он меня отчитывает, и чувствую себя униженным.
Триггер, скорее всего - образ ситуации, где "меня отчитывают".
Для того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы:
- Как ты узнаёшь, что пора начать раздражаться?
- Что включает это твоё поведение?
Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа, который обязательно присутствует в ситуации. Он называется “Ключ”. Например:
Курение - образ руки с сигаретой;
Переедание - образ еды или руки с вилкой.
Определите визуальный ключ - это либо образ, запускающий поведение (что лучше), либо образ, обязательно присутствующий в процессе: рука с сигаретой, в случае с курением.
Важно сделать ключ как можно более универсальным, то есть, чтобы он повторялся во всех ситуациях.
В примере с курением: не конкретная пачка сигарет, а рука с сигаретой. Этот образ должен быть ассоциированным.
2. Образ желаемого состояния
Создайте образ желаемого состояния.
Критерии "Я-образа":
1. Отражает способности и качества человека, а не только поведение;
2. Обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость);
3. Диссоциирован от клиента;
4. Имеет размытый фон;
5. Нравится клиенту.
3. Замена
Теперь замените эти две картинки.
Представьте образ "ключа" (ассоциированная картинка с образом проблемного поведения.)
Очень быстро замените его на образ желаемого состояния (метафоры: слайд-проектор с двумя слайдами, резкая смена кадра, маленькая картинка желаемого состояния в углу большой (ключа) и, вырастая, заслоняет его и т.д.)
Делайте разбивку состояния, “отвлечение”. Например: уберите все образы, посмотрите вокруг.
4. Проверка новой стратегии
1. Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на первом шаге? Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ визуального ключа (если всё сработало, Клиент будет говорить, что "он размывается", "его трудно удержать", "он ускользает").
2. Поведенческая проверка. Предложите клиенту сделать то, что раньше запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведение и управлять им?
5. Экологическая проверка и подстройка к будущему
Может ли новое поведение как-то помешать ему в жизни.
Если может - вернитесь на 2-ой шаг (образ ЖС) и внесите туда необходимые ресурсы. Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику Взмаха. Может, вы что-то упустили, может не проработали ПН и ВВ, сделайте что-то еще, чтобы этот процесс заработал.
Итак, в достаточно простых случаях мы могли бы использовать Технику “Взмах” на все случаи жизни и проработать все вредные привычки. Но реальная жизнь часто гораздо сложней.
И у нежелательного поведения и привычек есть много нейронных связей, которые нужно выявить и проработать.
И напоминаю, одним из важных элементов любого нежелательного автоматического поведения (и не только) является наличие вторичных, часто неосознаваемых выгод, которые его удерживают, и тогда работать надо первоначально с ними.
4. Проверка новой стратегии
1. Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на первом шаге? Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ визуального ключа (если всё сработало, Клиент будет говорить, что "он размывается", "его трудно удержать", "он ускользает").
2. Поведенческая проверка. Предложите клиенту сделать то, что раньше запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведение и управлять им?
5. Экологическая проверка и подстройка к будущему
Может ли новое поведение как-то помешать ему в жизни.
Если может - вернитесь на 2-ой шаг (образ ЖС) и внесите туда необходимые ресурсы. Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику Взмаха. Может, вы что-то упустили, может не проработали ПН и ВВ, сделайте что-то еще, чтобы этот процесс заработал.
Итак, в достаточно простых случаях мы могли бы использовать Технику “Взмах” на все случаи жизни и проработать все вредные привычки. Но реальная жизнь часто гораздо сложней.
И у нежелательного поведения и привычек есть много нейронных связей, которые нужно выявить и проработать.
И напоминаю, одним из важных элементов любого нежелательного автоматического поведения (и не только) является наличие вторичных, часто неосознаваемых выгод, которые его удерживают, и тогда работать надо первоначально с ними.